
Абдыкеров Жанат Сергеевич
директор Центра сопровождения образовательных инициативных проектов ТГУ и аналитик офиса стратегического управления ТГУ
директор Центра сопровождения образовательных инициативных проектов ТГУ и аналитик офиса стратегического управления ТГУ
Жанат Сергеевич представил свое видение изменений, происходящих в системе высшего образования. Он отмечает, что существуют утвержденные нормы, которые принимает каждый сотрудник. В результате оценки их эффективности и результативности появляется опыт системного их применения, что, в свою очередь, порождает культуру или средство обучения. В условиях изменений необходимо понимать, какие нормы будут введены и откуда они исходят. Быстрее приживутся изменения, которые идут снизу, то есть инициированы сотрудниками, а не администрацией, так как изменения должны повлиять на решение актуальных для них проблем. Если новые нормы диктуются с уровня администрации, то участники не всегда готовы их применять. В результате не формируется опыт как некий процесс, что, в свою очередь, способствует системному применению и принятию данных изменений — переход в культуру. В итоге появляется проблема: новации, которые вводят, не приживаются.
Одним из механизмов внедрения изменений в систему высшего образования, по его мнению, является игра «Лига РОП», которая реализуется в ТГУ (далее – Лига). Основные задачи Лиги – разработка и пилотирование образовательных программ, изначально сконструированных с учетом запросов рынка и партнеров, обеспечивающих качество, актуальность, мотивацию обучающегося и финансовую устойчивость программы. Лига включает в себя следующие компоненты: проблема, анализ, дизайн, организация. В рамках Лиги происходит разработка ООП с учетом важных характеристик: качество, время, актуальность, мотивация, экономика, и отвечать на вопрос: в интересах какой отрасли /сферы деятельности действуем. Обычно участниками Лиги являются РОП (команды РОП, которые разрабатывают ООП новой формации). Такие игры проводятся не только для сотрудников ТГУ, но и для всех желающих. Игры уже провели для университетов Омска и Новосибирска.
Разработчиком и реализатором ООП выступает РОП, который отвечает за разработку дизайна программы, поиск партнеров и стейкхолдеров, набор ППС (согласование содержания деятельности в рамках дисциплины), набор (рекламная компания, информирование о программе), оформление документов. Обычно РОП представлен командой не менее 5-6 членов, где четко распределены роли и зоны ответственности.
Команды, сформированные в Лиге, сопровождаются в течение всего периода разработки ООП. В результате разрабатывается программа, которая четко ориентирована на запросы рынка (индустрии), мотивирует студентов на обучение и имеет практико-ориентированный характер.
ООП разрабатывается по одной из существующих моделей:
В зависимости от выбранной модели определяется ее содержание.
Каждая ООП включает описание: актуальности, механизмов развития hart skills, soft skills, self skills, инструменты оценки результата, описание образовательных технологий, перечень дисциплин, необходимые ресурсы (где взять, что будет продуктом, кому нужен продукт) и т.д.