8 апреля 2025

Спикер

Бусыгина Анна Владимировна

Бусыгина Анна Владимировна

заместитель директора по образованию ИРЭТ ТУСУР

Тезисы семинара

  • Интеграция профессиональных компетенций выпускников и требований рынка труда. Учет запросов работодателей и профессиональных стандартов при подготовке студентов к успешной карьере.
  • Выделение фундаментальных знаний, проектной деятельности и информационных технологий, как основы образовательных программ.  
  • Централизованное управление проектной деятельностью на уровне института.   
  • Акцент на качестве преподавания, включая необходимость создания конкурентной среды для повышения квалификации преподавателей.  
  • Готовность совместной работы с университетами-партнерами для создания качественных образовательных программ и обмена опытом.  

Анна Владимировна Бусыгина в ходе презентации поделилась опытом ИРЭТ ТУСУР по внедрению образовательных стандартов в образовательные программы, которые должны сочетать теоретические знания и практические навыки, обеспечивая студентам актуальные компетенции для успешной профессиональной деятельности.

В своем выступлении Анна Владимировна подчеркивает важность интеграции фундаментальных знаний, таких как естественнонаучная картина мира, информационные технологии и экспериментальная деятельность, в ядро образовательных программ. Она презентовала подход ИРЭТ ТУСУР, при котором образовательные треки формируются на основе анализа профессиональных стандартов и требований рынка труда, что позволяет адаптировать учебные программы к нуждам выпускников и потенциальных работодателей.

Ключевым аспектом представленной модели является проектная деятельность - наиболее эффективный способ закрепления получаемых знаний и навыков. Была акцентирована важность взаимодействия с работодателями, для того чтобы образовательные программы соответствовали последним требованиям и трендам отрасли. Озвучена необходимость фокусирования не только на текущих потребностях, но и на долгосрочных тенденциях, чтобы выпускники были готовы к будущим вызовам на рынке труда.

Рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций студентов. Подчеркнута важность не только преподавать то, что знают преподаватели, но и выявлять, что необходимо для успешного входа в профессию. Приведен пример подготовки по направлению «Радиотехника», где провели анализ вакансий работодателей и сформировали список профессиональных компетенций, ожидаемых от выпускников отраслью.
Еще одной интересной концепцией, предложенной Бусыгиной А.В., является возможность для студентов самоопределяться на первом курсе, не связывая себя с конкретной специальностью, что позволяет более осознанно подойти к выбору трека квалификации на втором курсе подготовки. Такая гибкость поможет студентам определиться с будущей профессией/сферой деятельности.

Кроме того, был затронут вопрос о необходимости серьезных изменений в подходах к образованию, включая переход к теории, основанной на практическом опыте, что должно помочь в воспитании не только квалифицированных специалистов, но и потенциальных лидеров в своих областях.
В заключение было подчеркнуто, что текущее образование должно быть настроено на навыки, которые будут востребованы в будущем, а это требует постоянного анализа, адаптации и сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией.

Во время обсуждения было выделено несколько ключевых направлений, касающихся современного образования и его адаптации к изменяющимся условиям жизни. Отмечено, что основным приоритетом является формирование у студентов не только профессиональных знаний и навыков, но и критического мышления, творческого подхода к решению задач. Акцентировано внимание на необходимости интеграции технологий в образовательный процесс. Современные инструменты и ресурсы должны активно использоваться для улучшения учебного опыта, а также для подготовки студентов к жизни и работе в высокотехнологичном мире. В связи с этим образовательные учреждения должны инвестировать в обучение преподавателей современным методам и технологиям, чтобы они могли эффективно использовать их в своей практике.

Ключевой темой ее выступления также стало развитие компетенций, необходимых для работы в команде и для междисциплинарного взаимодействия. Было подчеркнуто, что в условиях глобализации и быстрых изменений в разных сферах важно уметь работать в многонациональном и многокультурном окружении. В дополнение к этому был поднят вопрос о значении эмоционального интеллекта и социальных навыков, которые играют решающую роль в успехе личной и профессиональной жизни. Это говорит о необходимости включения в образовательные программы курсов, направленных на развитие этих навыков. Была подчеркнута важность обратной связи между студентами и преподавателями, которая способствует личностному и профессиональному росту. Наставники должны быть открытыми к диалогу и учитывать мнение студентов, что создаст более комфортную и продуктивную образовательную среду.

Обсуждался вопрос о том, как для проектной деятельности подготовлены преподаватели и насколько они готовы участвовать в проектной работе. Была отмечена необходимость обеспечения высокого уровня преподавания, поскольку это влияет на подготовку студентов.

В ходе обсуждения были подняты различные вопросы, касающиеся количества и качества преподавания математики и физики. Определен объем дисциплин (три семестра математики и физики), необходимый для фундаментальной подготовки ИРЭТ ТУСУР. Данное решение было основано на опыте реализации программ.