Участники консорциума «Новое инженерное образование» обсудили новации в области подготовки инженеров

Прошедшая 22 марта 2023 года бриф-сессия Консорциума посвящена вопросам новаций и внедрений университетов за последние несколько месяцев.

Представление внедрений, возможность получить обратную связь и задать вопросы – важная составляющая профессиональной коммуникации и развития инженерного образования. 

Представлено 4 доклада: 

Директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Марина Трусова рассказала о трансформации модели подготовки инженеров-химиков в 2022 году на примере магистерской программы «Химическая инженерия». Программа создана по принципиально новому образовательному дизайну, учитывающему как вид деятельности, так и специфику отраслей. В результате магистрант формирует для себя один из 25 возможных треков. Особенность мультитрековой программы заключается в том, что дисциплины читаются короткими интенсивными модулями, половина из которых предлагается на выбор. Еще одна особенность программы — привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков с предприятий-индустриальных партнеров университета. В нее легко встраиваются программы ДПО. Кроме того, она дает возможность получить дополнительную квалификацию. Основная цель программы — постановка технологии мышления. Это деятельностное инженерное образование, которое реализуется через решение реальных производственных кейсов и проектов в кросс-функциональных командах. Такой подход дает возможность подготовить специалистов, способных довести идею до внедрения, профессионально выстроить химический процесс и показать новые результаты. Выпускники программы будут инженерами-исследователями, инженерами цифрового проектирования, технологами, аналитиками, системными инженерами в разных тематических областях — от переработки нефти и газа до химии полимеров и фармацевтических производств.

Заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров  представил некоторые итоги 2022 года в реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы». НИЯУ МИФИ является одним из двух операторов федерального проекта и отвечает за экспертно-методическое сопровождение. Задачами НИЯУ МИФИ, совместно с университетами, является сбор и анализ лучших практик инженерного образования и разработка методик определения их эффективности. Результатом этой деятельности станет каталог лучших практик, который будет использован университетами, в том числе не являющихся участниками проекта. Ключевые показатели первого года реализации проекта «Передовые инженерные школы»:

  • созданы (оснащены и укомплектованы) 30 передовых инженерных школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями, включая создание экспериментальных лабораторий и опытных производств, их оснащение современным высокотехнологичным оборудованием и передовым прикладным обеспечением;
  • по результатам первого года выделены 3 группы ПИШ Университетов (1 группа 4 университета, 2 группа 20 университетов, 3 группа 6 университетов)​.​

Заместитель директора Инженерной школы Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Яна Швец представила результаты реализации стратегического проекта «Инженерная школа 2.0». В докладе отмечены многосторонние аспекты деятельности Школы:

  • проектное обучение в рамках учебной и внеучебной деятельности;
  • аспекты взаимодействия с индустриальными партнерами, в т.ч. по вопросу создания новых обучающих курсов и форматов;
  • кейс «Обучающая фабрика»;
  • опыт организации профориентационной деятельности через подготовку в Политехническом классе.

Директор Инженерной школы МИЭМ НИУ ВШЭ—VK Федор Иванов представил совместный образовательный проект института и VK. Опыт векторного обучения в мастерских через решение реальных проектных задач от технологических партнеров – в основе деятельности Школы. Такой подход является ключевым мотивационным фактором участия магистрантов в освоении образовательных программ.

Также участники консорциума обсудили возможность проведения совместных исследований. В проработку приняты две идеи:

  • исследование портрета преподавателя инженерной школы будущего;
  • выявления факторов мотивации, влияющих на интерес к инженерной деятельности начиная со школьной скамьи

Следующая бриф-сессия Консорциума «Новое инженерное образование» запланирована на 19 апреля 2023 г.

Материалы бриф-сессии